Французский переплет книг

Особенность французского переплета в его ручном труде. Это сложный процесс, который подразумевает определенный опыт, профессиональные навыки переплетчика и не каждая мастерская может взяться за такую работу.

Вначале мастер приступает к основной, сложной и трудоемкой работе - это шитье блоков. Здесь только ручное сшивание, кропотливый требующий немалого опыта труд. На этом этапе закладывается фундамент книги, что бы в итоге она получилась изысканной, уникальной и удивительно долговечной.

Ручной переплет сшивание тетрадей

Дальше от мастера требуется привести книжный блок в то состояние, облик которого без труда узнается во всем мире. Книжный блок уменьшают в толщине в районе корешка, он закругляется и оклеивается. В итоге корешок имеет узнаваемую грибовидную форму.

Книги французский переплет

После чего мастер отбивает корешок придавая ему форму сжатого веера, книга собранная в монолитный блок из множества сшитых тетрадок, облачается в преимущественно кожаную обложку, толщина которой точно равна плечам веера. Внутри поверхность переплетной крышки между корешком и уголками и так же сам книжный блок, закрывают «мраморной» бумагой. Это декоративная бумага, получаемая методом ручного окрашивания. В книге этот элемент декора называется - форзац. На форзаце вручную наносится золотое или блинтовое тиснение.

Но до обложки, которую на профессиональном языке на этой стадии именуют крышкой, ещё нужно привести в порядок обрез книжного блока, его так же вручную шлифуют и доводят до идеального состояния. Наша мастерская может сделать полное золочение обреза, нанести, созданный принципиально для этого экземпляра книги, стиль узора или рисунок. Такая сложная работа это повод и для гордости и так же дает Вам понимание об уровне нашего мастерства. Возможно так же окрашивание, тонирование, нанесение узора или орнамента на обрез.

фото

Работа со стилем обложки так же очень важана и требует огромного мастерства и времени. Работа дизайнеров связана с профессиональными знаниями в области различных стилей, отличного кругозора и даже личной увлеченности проектом. Так же очень важна кропотливая и точная работа мастеров по тиснению. Золотое, серебренное и блинтовое тиснение, накладки из ювелирных украшений, все это создается ручным трудом с максимальным вниманием к деталям.

фото

 

Французский переплет история возникновения

Данное название "французский переплет" пришло к нам из французского королевского двора, основного заказчика книг в XVI веке. Это эпоха интеллектуального и художественного расцвета, названа эпохой Возрождения или периодом Ренессанса. Основными центрами переплетного искусства тогда были Италия, Франция и Германия, но в итоге Париж становится законодателем моды на переплётные стили. В это время трудились знаменитые переплетчики Якоб Краузе, Флоримон Бадье, Никола Эв и целые династии Падепул, Лемонье и др.

Тогда были распространены и созданы многие стили переплётов, такие как — восточный, готический, персидский, Жоффруа Тори, Генриха II, а ля фанфар, ле гаскон и многие другие. Название стилей в основном идет от фамилий переплетчиков, которые их создали, от книг впервые на которых этот стиль был применен или мест откуда книги были завезены.

Стили переплета книг в эпоху Ренессанса

Так в конце XVI века придворный переплетчик Генриха III, Никола(я) Эв (Nicolas Eve), применяет тиснение мелким штемпелем, которое позже стало знаменитым «a la fanfare» («фанфарным»). Но это название он получил только в XIX веке, когда давались имена для стилей переплетов более раннего периода, и был так назван по книге 1613 года, имеющей этот стиль переплета и в название которой входило слово «фанфары». Традиционными элементами «фанфарного» стиля были орнаменты из мелких элементов декора, так же овалы, восьмерки из переплетенных лент в центре крышек. Параллельно набирал популярность стиль «seme» или «a la semaille» — «рассыпанный» или «рассеянный», когда крышки переплета сплошь были «усеяны» мелкими и одинаковыми по рисунку оттисками штемпеля, что предавала строгость переплету. Возникновение этого стиля так же связано с именем французского королевского переплетчика Никола Эв. Тюльпаны, в то время очень редкие цветы, дали название стилю — «тюльпановый», когда на переплетах в начале XVII века стали использовать штемпели с этим цветком. Изображение маргариток — «маргаритковый стиль». Воздушные, порой нежные узоры имел стиль «пуантиль» («точечный»). Декор, напоминающий раскрытые веера, появился в испанских переплетах в XVII веке и затем, распространившись в Европе, дал название «веерному» стилю «a la eventail» («левантель»). С именами заказчиков связаны такие знаменитые стили — «стиль Гролье», «стиль Майо».

Сама же техника изготовления такой книги — ручное сшивание тетрадей и крепление к крышке (обложке) с помощью лент, т. е. ручной переплет, имеет еще более раннею историю. Эта технология так же постоянно совершенствовалась, пока не приняла такую форму, которую мы сейчас видим. Ручной переплет книг и по сей день остается эталоном не только по прочности, но и по красоте исполнения. Он прошел к нам сквозь века и до сих пор не потерял своей актуальности, иначе говоря ничего лучшего за это долгое время так и не придумали. Книги сделанные по такой технологии приравниваются к произведениям искусства и ценятся во всем мире. На овладение такой техникой может понадобится не один год.

Наши мастера имеют подтвержденный профессионализм, что доказывается ежедневной работой и прекрасными экземплярами книг, достойных любых как мировых так и Ваших личных библиотек. Мы даем безвременную гарантию на наши книги и с благодарностью обслужим все книги, которые находятся у Вас.

Материалы и инструменты используемые в работе имеют так же большое значение, так для переплета таких книг используется только очень качественная и дорогая кожа Шагрень и Марокен.

Шагрень (от фр. Shagrin) - шероховатая растительного дубления кожа с натуральным рисунком. Марокен (от фр. Maroquin, от названия страны Марокко) - тиснённый сафьян с красивой и стильной структурой.

Для нанесения рисунков в виде точек и окружностей служат пуансоны: стержни, трубочки различного диаметра. Шрифтовые тиснения производят с помощью специальных медных литер (для этого необходим позолотный пресс).

Ручной переплет, инструмент

Возможно, в этой статье мы не отразили все тонкости французского переплета. Но как сами видите дело это не простое. Именно по этой причине, мастерская «Сафьян» просит Вас, быть бдительными и нее отдавать свои любимые книги в первые попавшиеся руки.

С уважением,

Переплетная мастерская «Сафьян».

13104553